Цитата:
На днях вышел подробный анализ Международного альянса интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance (IIPA) о состоянии авторского права в Украине, содержащий ряд жестких претензий. Этому событию предшествовало появление на официальном сайте альянса рекомендации определить Украину как приоритетную зарубежную страну (Priority Foreign Country), в которой нарушаются права американских правообладателей, и немедленно лишить ее торговых преференций по системе GSP.
Давайте посмотрим, что это за претензии.
В своем интервью я отмечал, что Украина уже не в первый раз назначается мировым лидером интеллектуального пиратства. Период «оттепели», когда США в 2006 году сняли с Украины титул Пирата №1 мира, закончился в 2010 году. После этого все сильнее зазвучали предупреждения о введении экономических санкций в виде лишения торговых преференций GSP. Конечно, мы все понимаем, что «оттепель» не была вызвана кардинальным улучшением защиты интеллектуальной собственности в Украине, в оценку явно вмешались внешнеполитические предпочтения.
Итак, претензия № 1. Существование мошеннических организаций коллективного управления авторскими правами. В отчете подчеркивается, что в последние годы в Украине возникло несколько организаций, которые занимаются сбором авторских отчислений, не имея на это прав от авторов. Еще несколько лет назад, специальная комиссия ВР рассматривала уникальный случай, когда собранные такой организацией авторские отчисления якобы в пользу зарубежных авторов были переведены в некий зарубежный банк. Банк после перевода тут же исчез. Если в начале 2000 годов по компьютерным клубам ходили представители таких организаций и требовали по 80 гривен в месяц за использование операционных систем, то современные дети лейтенанта Шмидта подготовлены более серьезно, что позволяет им весьма эффективно использовать повальное пиратство для сбора дани с нарушителей копирайта. Естественно, что авторы никаких отчислений от таких мошенников не получают. Дело дошло до того, что подобные организации блокируют деятельность легальных представителей. Удивительно, но даже возникли судебные разбирательства за несуществующие права: один мошенник судится с другим мошенником за право распространения и сбора авторских отчислений. Более извращенной ситуации с защитой авторского права трудно себе представить…
Претензия № 2. Пресловутые контрольные голографические марки на компакт-дисках. Принятые у нас законы и подзаконные акты создали уникальную систему прикрытия пиратской продукции. Казалось бы, ну что плохого, что продаваемые диски помечены государством как легальные. Но это может заявлять только тот, кто не знает механизма выдачи этих марок. А механизм до смешного прост: достаточно подать заявление и оплатить стоимость марок. Никакой экспертизы при выдаче марок не производится! Мало того, организация, выдающая марки не имеет никаких полномочий от правообладателей, а сами правообладатели не имеютникакой информации о том, кому и на что выдаются марки. В результате кто-угодно и на что угодно может получить такие марки и совершенно безопасно продавать диски оптом и в розницу. Казалось бы, ну в чем проблема: при выдаче марок проводить экспертизу хотя бы путем подачи запросов официальным правообладателям или их представителям в Украине. Почему же это не делается? Потому, что закон этого не требует! Правообладатели изначально были исключены из процесса выдачи марок. Закон создавался под воздействием существовавшего тогда мощного пиратского лобби именно под пиратов. И каков же итог введения марок спустя 10 лет? А вот какой. Если взять, к примеру, компьютерные игры, то практически все диски с контрольными марками, продаваемые в крупных торговых центрах, на самом деле абсолютно контрафактные. И данной системой контрольных марок уже много лет пользуются не только пираты. Не брезговали использовать эту систему и некоторые крупные софтверные фирмы. Так на протяжении нескольких лет одна известнейшая российская софтверная компания буквально завалила прилавки украинских торговых центров своими игровыми дисками, на которых гордо красовались контрольные марки. И это притом, что прав на продажу этих игр на территории Украины эта компания не имела. Когда это выяснилось, компания тут же свернула продажу игровых дисков и не понесла никакого наказания за многолетнее нарушение авторских прав. И, к сожалению, это не единичный пример. Все кому не лень эксплуатировали и продолжают эксплуатировать эту порочную систему. В отчете IIPA, авторы которого уже более 10 лет предлагают если не отменить, то хоть как то изменить эту систему, например путем открытости процесса выдачи марок. Но, по моему мнению, этого недостаточно. Идеальным усовершенствованием было бы введение механизма экспертизы при выдаче марок. И для этого не нужны дополнительные затраты, такую экспертизу могли бы проводить официальные представители правообладателей.
Претензия № 3. Экспертиза. Как нетрудно догадаться, эффективная защита интеллектуальной собственности невозможна без экспертизы в каждом конкретном случае предположительного нарушения авторских прав. Именно отсутствие экспертизы порождает все предыдущие претензии: от мошеннических организаций до контрольных марок на пиратских дисках. Кто оплачивает эти экспертизы? Государство. И этим все сказано! Прекрасным выходом было бы реализовать простую схему: оплату экспертизы могли бы осуществить представители правообладателей, которые как никто другой экономически заинтересованы в подавлении пиратства. Но это предложение не воспринимается марочным ведомством, и я думаю, понятно почему.
Претензия № 4. Нелицензионное программное обеспечение в государственных ведомствах и корпоративных бизнес-структурах. Проблема эта хроническая и вызвана она вовсе не недостатком средств, как традиционно полагают многие. Ведомства зачастую тратят на покупку компьютерной техники избыточные средства, намного превышающие затраты на программное обеспечение. Здесь и коррупция в видеоткатов организаторам тендеров от победителей этих тендеров, и закупка совершенно не нужной техники и даже ненужного программного обеспечения. Например, одно крупное государственное ведомство, уже имевшее лицензионное ПО на всех своих нескольких сотнях компьютеров, за несколько миллионов приобрело новейшие версии этого ПО. Все бы хорошо, но вот через несколько лет после этой покупки ни на одном из компьютеров этого ведомства так и не были установлены купленные новые версии, персонал как и прежде работал на привычных старых версиях. Конечно, в таком поразительном по бессмысленности случае, прежде всего, виновата администрация ведомства, бесцельно истратившая немалые средства. Но каков и представитель правообладателя, который вовсе не интересовался, использует ли ведомство новейшее ПО или это очередное разбазаривание бюджета. Юридической вины представителя, конечно, нет, но ведь нормальное развитие бизнеса возможно тогда, когда продаваемый продукт действительно приносит пользу, а не служит развитию коррупции. Что касается крупных бизнес-структур, то, как отмечено в отчете IIPA такие организации, как правило, «имеют достаточный иммунитет» от действий правоохранительных органов. Иными словами, такие организации защищены крепкими «крышами», под которые обычные представители правоохранительных органов проникнуть не могут, и деятельность правоохранителей направляется на малый бизнес: киоски, лотки да компьютерные клубы.
Претензия № 5. Как сказано в отчете IIPA «Украина зарекомендовала себя в качестве «тихой гавани» для преступных синдикатов цифрового интернет-пиратства делового и развлекательного ПО, музыки, фильмов и книг. Многие из сайтов, предлагающих пиратские материалы, процветают при поддержке местных провайдеров (более 400 провайдеров в Украине и более 150 сайтов). Как и в прошлых годах IIPA указывает на файлообменник EX.UA, через который, по информации альянса скачивается половина всего пиратского контента. Еще одной проблемой IIPA называет популярные в нашей стране домашние сети, которые за небольшую плату предоставляют пользователям доступ к общей библиотеке фильмов, музыки и игр.
Лишение Украины торговых преференций, – сильный фактор. В ответ на эту серьезную угрозу звучат убаюкивающие утверждения, что наши знаменитые пиратские контент-сайты будут переходить на платный доступ. Все эти россказни о платном доступе наивны – для этого с каждым правообладателем необходимо выстраивать весьма сложную схему цифровой дистрибуции – вот, к примеру, корпорация Valve (компьютерные игры) совершенствует свою систему Steam уже около 10 лет. Наивным читателям внушается, что достаточно ввести платность контента - и проблема пиратства будет решена. Деньги будут платить хост-провайдеру, а он - выплачивать авторам. А как авторы будут контролировать, сколько получил провайдер, и какая часть полученных от пользователей контента принадлежит каждому из сотен и тысяч авторов? Каждый такой автор захочет контролировать каждое скачивание и будут ли верить авторы такому разделу общих денег? В результате тысячи конфликтных ситуаций. Это сложная, я бы сказал сложнейшая техническая и организационная проблема, которая и ИТ-развитых странах успешно решается с большим трудом и только в отдельных секторах контента, например, в секторе фонограмм. Уже не говоря о том, что самый "вкусный" контент (новейшие фильмы, программы, игры), который как раз и составляет львиную долю трафика, правообладатели никогда не согласятся размещать на сайтах. Пока фильм, программа или игра как говорится "не выйдет в тираж", не соберет сборы по всему миру и не устареет - правообладатели за редким исключением не размещают их даже на платных сервисах.
Более «продвинутый» интернет-пользователь, конечно же, скажет: теперь будем размещать и качать с зарубежных сайтов! Но на этом его «продвинутость» и закончится. Ведь провайдеры платят за трафик по зарубежным каналам и такая инициатива им вряд ли понравится. Ведь именно размещение пиратских контентов на территории Украины позволяло перекачивать внутри Украины терабайты «пиратки» без платы за зарубежные каналы.
Ни для кого не секрет, что до 90% украинского интернет-трафика по объему составляет скачивание пиратского контента. Сокращение этого трафика приведет к прямым потерям прибыли провайдеров. Им нет дела до того, что «халява» развращает население, на корню убивает любые попытки создавать украинские программные продукты - ну кто их будет покупать в таких условиях. Задумывался кто над таким вопросом: а на какие деньги существуют такие сайты? Кто платит за офис, кто платит за десятки, а иногда и за сотни серверов и прочее? Может от поступлений от скромной рекламы? А может тот, кому чрезвычайно выгоден взрывной рост трафика?
Древнеримский юрист Кассиан Лонгин Равилла рекомендовал судьям всегда искать того “Cui prodest?” (кому выгодно?). Так кому выгодно существование мощных хранилищ пиратского контента на территории Украины? Или может быть, у кого-то еще есть иллюзии, что организаторы пиратских сайтов – бессребреники, пекущиеся об информационном благе населения?
В прошлом году после первых тревожных сигналов чиновники стали проводить совещания для того, чтобы прояснить ситуацию. Как и в МВД, так и на Общественных слушаниях в ВР в этих мероприятиях приняли участие специалисты, которые, как и чиновники, совершенно недавно, после скандала с EX.UA и появления претензий IIPAознакомились с проблемой по публикациям – кратким переводам релиза IIPA. Ну и какую пользу от таких мероприятий могли получить организаторы? Никаких решений так и не было ни выработано, ни принято.
Пиратские сайты позволяют без оплаты пользоваться лучшими произведениями мирового уровня (фильмами, музыкой, компьютерными программами). Наступил контент-рай для потребителя. И понятно, что даже самые слабые попытки как то ограничить пиратство вызывает яростное возмущение потребителей. А как же быть украинским авторам, как им продавать результаты своего труда в условиях дармовой доступности всего-чего-угодно? Билл Гейтс потери от украинского пиратства вряд ли заметит, а вот украинский автор, а в том числе программист, который создает свои авторские программы (не путать с офшорным программистом, который сам ничего не продает и авторских прав не имеет), в этих условиях неизбежно будет умирать. Именно поэтому на наших компьютерах практически нет украинских программ, в кинотеатрах нет украинских фильмов, а книги украинских авторов занимают на книжном рынке (тоже, кстати, в основном пиратском) почти незаметную долю.
Поэтому определение Украины как «Пирата №1», это не только угроза санкций нашему экспорту. Пиратство уже погубило большую часть украинского авторства практически во всех отраслях интеллектуальной деятельности. Ну и что? И далее будем безучастно наблюдать за интеллектуальным крахом страны, и возмущаться закрытием информационных притонов?
http://itexpert.in.ua/rubrikator/item/23197